Геннадий Нестерович: С бюджетом, как с бомбой, надо обращаться осторожно
Прислано AlexHo на Февраль 03 2016 17:41

Расширенные новости
«Областная газета» от 03 февраля 2016

Автор:Олег Гулевский
Фото:Алексей Головщиков

Тема эффективности бюджетных трат стала доминирующей для комиссии по контрольной деятельности Законодательного Собрания и работающей с ней в связке областной КСП. Каждая проверка, как рассказал председатель комиссии Геннадий Нестерович, вскрывает все новые факты нерационального использования областной казны, и так больной дефицитом.

– Приведу один, но весьма характерный пример. Хорошо известно – доходы местных бюджетов невелики, и подавляющее их число дотируется из областного бюджета. А на что эти дотации тратятся? Как выяснялось в ходе неоднократных проверок аудиторов, деньги уходят в основном на содержание раздутых административных аппаратов. Зачастую туда попадают не по знаниям, а по родственным связям с главой поселения: сват, брат, кум… Какое там решение социальных вопросов, когда не на что даже лампочки купить. Доходит до абсурда: в Тайшетском районе обнаружилось село, в котором никто не живет, но есть глава поселения, который исправно получает зарплату.

– А кто устанавливает штаты? Где-то прописано? Или сама местная власть решает?

– Нормативы, конечно, есть, и КСП именно на них опирается, проводя контрольные проверки. Но как показывает практика, в них много перекосов, и требуется постоянная работа по их совершенствованию. Именно на создание четких и жестких нормативных рамок направлена наша совместная с КСП работа. Понятно, что при нормативном распределении средств будет меньше нарушений и больше ответственности.

– А почему бы не слить мелкие поселения, и тем самым избежать непроизводительных денежных трат?

– Да, такой вывод напрашивается сам собой, но 131-й закон не позволял производить объединение поселений. Только сейчас, после принятия в федеральное законодательство поправок, это стало возможным. Этим правом как раз и воспользовался Ангарск, взявший под свое крыло соседние поселения и принявший статус городского округа. И депутаты, прежде всего члены нашей комиссии, говорят: пора заняться этой проблемой. Правительству области повести анализ сложившейся ситуации, и там, где назрела необходимость, провести работу по укреплению поселений. Таким образом, мы сэкономим немалые деньги.

– Но как на это посмотрят сами местные чиновники? Вряд ли они будут в восторге.

– Согласен, это большая работа. Мало убедить и глав поселений, и местных депутатов в целесообразности таких объединений. Кто-то уже сейчас согласен, кто-то сопротивляется. И будет сопротивляться, если мы пойдем привычным путем: сократим штаты, а вместе с ними заберем и деньги, идущие на их содержание. А вот если мы их оставим районам и поселениям, пустим на их развитие, то от этого предложения, как вы понимаете, трудно отказаться. Поэтому сейчас нужна программа таких административных преобразований, способствующая повышению управляемости.

– Как вы сейчас оцениваете уровень компетентности местного самоуправления?

– Честно говоря, он невысок. Ведь большинство нарушений, выявленных КСП, происходит из-за незнания законов бюджетного финансирования и правильного учета. Главами поселений избираются зачастую люди, не обладающие в достаточной мере знаниями и практическим опытом. Нужно научить их пользоваться законами, поднять их эрудированность, как можно чаще проводить обучающие семинары в районах.

– Одно из предложений КСП – передать исполнение бюджета для поселений, где население не превышает 500 человек, на уровень районов. Это, по их мнению, будет способствовать как более грамотной работе с бюджетом, так и экономии денежных средств.

– Я бы воздержался от централизации, она, по моему мнению, лишь способна парализовать инициативу глав поселений по изысканию дополнительных доходов. А эти доходы, поверьте, есть в каждом поселении. Взять тот же налог на имущество, который зачисляется в местный бюджет. КСП по нашему поручению проверила и выявила, что имущество во многих случаях числится, но не работает, не приносит в бюджет ни копейки. То его сдают знакомым коммерческим структурам, не требуя платы за аренду, то оно давно уже пришло в негодность. Давайте досконально разберемся с имуществом: сколько получаем, сколько теряем. А теряем немало, сотни миллионов рублей.

– А вот некоторые мэры, как выявили аудиторы КСП, весьма изобретательны в изыскании дополнительных доходов, но в личный карман. Им начисляют надбавки и за выполнение особо сложных и напряженных заданий, и за работу с секретными документами. Причем каждый месяц.

– Это, мягко говоря, грамотные главы поселений (смеется). Они читают законы, смотрят, где можно эти законы обойти. У меня, когда я в прошлом созыве был заместителем председателя Заксобрания, имелся оформленный допуск к секретным документам, но я помню, что они не так часто попадали ко мне в руки. А уж в поселениях я просто не могу представить, с какими секретными документами они могут работать. Тем более каждый месяц. Такие люди приходят во власть только ради того, чтобы получать хорошие деньги. А интересы населения им побоку. Это самое печальное. Поэтому необходимы проверки и контроль, чтобы пресекать подобные «инициативы».

– Неоднократно на заседаниях вашей комиссии всплывал вопрос о целесообразности закупки сельскохозяйственной продукции для школ, детсадов и социальных учреждений у местных сельхозпроизводителей. Что мешает это делать?

– Как ни странно, но 94-й федеральный закон, требующий проведения тендера: у кого дешевле – у того и покупаем.

– Но ведь это же разумно.

– Это было бы разумно, если бы, опять же, не находились лазейки. Например, на торги в Усольском районе вышло несколько фирм, но снижения стартовой цены, как ожидалось, не произошло. А все потому, как выяснила КСП, что все они аффелированные, принадлежат одной структуре, только вывески разные. Какая может быть при этом конкуренция?

– А есть способ пресечь эту практику?

– Есть. Взять, к примеру, мясо. Его можно закупать или глубокой заморозки, так называемое блочное, или охлажденное. Блочное без костей, но какого оно качества? Может, там одни жилы, никто ведь не знает. А именно им зачастую и торгуют, оттесняя наших фермеров, у которых мясо и выше качеством, и дешевле. Как изменить ситуацию? Достаточно выработать технические условия закупки. Если там будет записано: только охлажденное мясо, то уже никому не удастся продать какую-нибудь кенгурятину из Австралии. Охлажденное мясо может поставить только местный фермер. Точно также и с молоком. Если технические условия запретят пичкать детей или больных консервантами, тогда появится возможность поить их свежим молоком, прямо из-под коровы.

– Настораживает разброс цен закупаемых продуктов питания. Порой они превышают магазинные. Разве нельзя установить какую-то единую планку?

– Можно. Я в свое время изучал опыт зарубежных стран по производству пищевых продуктов в Европе: Франции, Австрии, Германии. Там каждый день публикуется ценовая политика на текущий день закупки молока, мяса и других продуктов. Почему бы нашим министерствам – здравоохранения, соцразвития, образования – не вести подобный ценовой мониторинг и доводить его до сведений своих учреждений? Они бы знали, что сегодня в области цена на мясо такого-то качества, такая-то и такая. Тогда бы не получалось, как это происходит сейчас, когда в районе, где выращивают картофель, цена на него разнится в два-три раза.

– Вы предложили КСП оценить эффективность подсобных хозяйств при социальных учреждениях. Считаете, они способны обеспечить более дешевые поставки сельхозпродукции?

– Они уже сейчас обеспечивают. И могли бы производить намного больше, но им, как выясняется, не хватает техники: тракторов, комбайнов, сеялок. Давайте создадим программу, которая бы учитывала их потребности, дадим им нужную сельхозтехнику. Нагрузки на нее будут невелики, тот же комбайн прослужит 10, а то и более лет. Корма будут заготавливать, скот выращивать, продавая излишки другим учреждениям социальной сети. Производством своей сельхозпродукции могли бы заниматься и школы. Мы в свое время с удовольствием работали на школьном участке, обеспечивая себя на зиму овощами. Да и сейчас этот опыт не забыт, достаточно побывать в школе поселка Харик Куйтунского района, чтобы в этом убедиться. Прекрасно развитое подсобное хозяйство позволяет кормить ребят дешевыми и сытными обедами.

– Компетенции вашей комиссии хватает, чтобы не только выявить нарушения, но и пресечь их?

– От нашей комиссии одними обещаниями не отделаешься. Даем срок на исправление – и опять проверяем. Можем и прокуратуру подключить. Если возникают вопросы, требующие вмешательства правительства, пишем письма губернатору. Одно из них, например, касалось результатов проверки целевой программы «Точка опоры» по профилактике социального сиротства, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Выяснилось, что ряд объектов в детской деревне в Тулунском районе брошены недостроенными, то есть это элементарное распыление бюджетных средств. В результате нашего вмешательства в этом году выделено 7,6 млн рублей на их достройку. Помогли мы и противопожарной службе, оставшейся с пустым фондом оплаты труда. Им с нашей помощью было перечислено 36 млн рублей. Как видите, мы защищаем не только интересы бюджета, но и интересы людей.