Дикая охота
Прислано Irinka на Январь 27 2009 09:51
В вопросе о катастрофе вертолета Ми-8 на Алтае народ и власть заняли противоположные позиции.

Расширенные новости
В вопросе о катастрофе вертолета Ми-8 на Алтае народ и власть заняли противоположные позиции.

Напомним, в числе пассажиров вертолета были полпред президента РФ в Госдуме Александр Косопкин (погиб), Сергей Левишин, референт аппарата Госдумы (погиб), Николай Капранов, главный эксперт думского комитета по экономической политике (выжил), Анатолий Банных, вице-премьер правительства Республики Алтай, представитель Алтая при правительстве России, известный бизнесмен и вертолетчик-любитель (выжил), а также Виктор Канин, председатель Комитета по охране, использованию и воспроизводству объектов животного мира Республики Алтай (погиб). Кроме них, в злосчастном вертолете находились Василий Вялков, руководитель алтайского ансамбля «Арманка» (погиб), Владимир Подопригора, командир Горно-Алтайского летного отряда (погиб), Борис Белинский, фотограф (выжил), Алексей Баяндин, первый пилот (погиб), Максим Колбин, второй пилот (выжил) и Александр Вертей, бортовой техник (погиб).


В процессе освещения спасательной операции стали выясняться пикантные подробности этого трагического события. Оказывается, это был не простой рейс — чиновники летели на охоту. По старой барской традиции, как водится, летели не просто так — взяли новенький вертолет, принадлежащий томскому отряду «Газпромавиа», местного бизнесмена Банных и прислугу в лице фотографа, по такому случаю привезенного аж из Питера, алтайского гармониста, видимо для подъема настроения, летчиков, включая целого командира летного отряда, и главного охотоведа республики. Полетели они тоже не абы куда, а в заказник и стрелять стали не абы кого, а горных козлов архаров — редчайшее животное, занесенное в Красную книгу, особей которого в мире осталось всего 200 штук. Причем стрелять стали с вертолета.


Как начинает проясняться, до крушения чиновники уже успели убить двух архаров, а после убийства третьего отдали команду спуститься, чтобы забрать тушу; в этот момент вертолет столкнулся с поверхностью и скатился по склону горы, людей, стоящих у открытого люка, выбросило наружу и либо раздавило самим вертолетом, либо разрубило винтами. Из одиннадцати летевших выжили четверо.


Оставим в стороне этические и правовые стороны этой трагедии. Пусть с ними разбирается прокуратура и парламентская комиссия, если она, конечно, будет создана, в чем я лично глубоко сомневаюсь. Давайте посмотрим на реакцию на это печальное событие народа и власти.


Даже первый, весьма быстрый взгляд показывает удивительное, кардинальное несовпадение позиций простого народа и властей. Несовпадение настолько велико, что сложно найти какие-либо точки соприкосновения, какие-то, пусть даже и частично, похожие взгляды. И это не простые слова — всегда, даже в случае принятия трудных и непопулярных решений, в народе существовала и существует определенная прослойка, поддерживающая шаги руководства. Однако создается впечатление, что в этом вопросе такая прослойка отсутствует. Позиции общества и власти полярно разошлись.


В вопросе о катастрофе вертолета российские граждане заняли очень активную и, я бы сказал, агрессивно отрицательную позицию. Если суммировать все высказывания, то можно выделить одно, отражающее общую точку зрения россиян: «Жалко только летчиков и козлов». Наверное, это не совсем по-христиански, но народ не чувствует сожаления по поводу смерти коррумпированных чиновников, нагло использующих государственное имущество и свое высокое положение в личных целях, без зазрения совести истребляющих исчезающие виды животных. Люди задают множество очень острых и правомерных вопросов — ими сейчас пестрит весь российский интернет. Людей интересует, кто платил за эту без сомнения дорогостоящую поездку. Если государство, то кто понесет ответственность за настолько противоправное и вызывающее использование государственного имущества; если сами чиновники или какие-то бизнесмены, то не является ли это коррупцией и взяточничеством в особо крупных размерах и т.д., — вопросов миллион. Все они пока остаются без ответов и, скорее всего, так без них и останутся.


И причина здесь в том, что вопросы, задаваемые властью и народом, не совпадают. Если власть интересуют технические причины того, как этот вертолет упал, то общество хочет знать, почему он туда вообще летел. Власть поддерживает запятнавших себя чиновников и покрывает их. Аппаратчиков, погибших на преступной охоте, похоронили с почестями. Причем Косопкина вообще хоронили как героя — с установкой траурной доски в Думе и с прощанием, на котором были видны известные и узнаваемые люди, например Кобзон и Третьяк. Свои соболезнования принесли спикер Госдумы Грызлов, глава Алтая Бердников и другие высокопоставленные персоны. Кстати, выясняется, что Александр Бердников сам должен был лететь на браконьерскую охоту и только обстоятельства личного характера вынудили его остаться. Выразил соболезнования и президент России Дмитрий Медведев.


Немало правительственных и околоправительственных лиц тут же встали на защиту участников дикой охоты. Сергей Шойгу, например, предложил выставить претензии производителям средств аварийной сигнализации, хотя всем абсолютно понятно, что не сигнализация, а обстоятельства совсем другого, не технического характера явились причиной крушения вертолета. Какие-то более мелкие функционеры принялись объяснять, что у сановных охотников были в порядке все лицензии и разрешения, хотя, по информации следственной группы, на месте аварии никаких лицензий найдено не было, да и сам факт подобных лицензий является абсурдом — животные занесены в Красную книгу как редкий, исчезающий вид. Думские чиновники крупного калибра стали говорить о высоких моральных качествах погибших и об их заслугах перед государством и т.д.


В комментариях недостатка нет. И абсолютно все они без исключений, повторюсь, противоречат тем мыслям, которые народ выражает в интернете, в автобусах и на кухнях. Под сомнение поставлено главное — честность власти с народом. Чувствуется, что в вопросе «Кому и что позволено?» позиции власти и народа расходятся кардинально, и это может иметь очень печальные результаты, причем в первую очередь для задекларированной как президентом, так и премьером, широко разрекламированной антикоррупционной программы. Ну какая, скажите, может быть антикоррупционная программа, если через месяц после принятия Думой хорошего и нужного пакета антикоррупционных законов человека, протолкнувшего их через Думу, Александра Косопкина, пол-России считает чуть ли не главным коррупционером и запятнавшим себя чиновником?! Как говорится, а судьи кто?


Общество должно почувствовать, что самые высокие представители власти честны с народом, что они всерьез и надолго решили бороться с коррупцией, а это как минимум подразумевает публичное проявление отрицательной позиции государства по отношению к чиновникам, совершившим преступления, причем в том числе и в первую очередь занимающим самые высокие государственные посты. Необходимо создать парламентскую комиссию по расследованию причин инцидента с вертолетом, которая рассмотрит не только и не столько технические стороны катастрофы, сколько правовые и этические вопросы «барской» охоты. Высшим руководителям государства стоит сказать, что они заинтересованы в честном и беспристрастном расследовании, не будут ему препятствовать и после вынесения вердикта комиссии будут руководствоваться ее решениями. Ну и наконец, правящей партии «Единая Россия» стоит как минимум высказать свою позицию и не отсиживаться в тени. Только в этом случае народ поддержит нынешнюю власть и будет считать, что она действительно отражает его интересы.

Андрей Епифанцев


26.01.2009

© Частный корреспондент
http://babr.ru