Кружевная история
Прислано Irinka на Август 01 2025 09:14
МО "Тулунский район"

Кружевная история

Как пианист, по клавишам летая
Рукой уверенною, звукам жизнь дает,
Так кружевница свой узор плетет,
В причудливый рисунок собирая:
Легко, проворно, словно по наитью
Коклюшки в пальцах весело стучат,
И расцветает дивный, чудный сад,
В ажур плетутся тоненькие нити.
Усердна мастерица - мир цветов,
Нежнейших линий, сказочных растений...
Она в своей работе тот же гений,
Что музыкант и музыкой, без слов,
Волнует глаз и душу совершенством.

Елена Афанасьева

В эпоху Петра I, кружевоплетение, как и многие другие виды декоративного искусства, получило новый импульс к развитию. Из Европы приглашались мастера, обучавшие русских рукодельниц новым техникам и образцам. Однако, несмотря на заимствования, русские кружевницы постепенно стали вырабатывать собственные, самобытные стили и узоры, отражавшие национальные традиции и особенности.

XVIII и XIX века стали периодом расцвета кружевоплетения в России. Возникали целые центры, специализировавшиеся на изготовлении кружевных изделий. Среди них особенно выделялись вологодское, елецкое, белёвское и вятское кружева, каждое из которых обладало своим характером и техникой. Вологодское кружево, например, отличалось плавностью линий и использованием геометрических мотивов, в то время как елецкое – тонкостью узоров.

Кружевоплетение в России не только являлось средством украшения одежды и предметов интерьера, но и играло важную социальную роль. Во многих семьях это ремесло передавалось из поколения в поколение, становясь частью семейной истории и культурного наследия. Кружева служили не только предметом гордости, но и источником дохода для многих женщин, особенно в сельской местности. Наиболее ранние образцы кружева, фиксируемые в Сибири, относятся к концу XIX в.

В Иркутской области сохраняют традиции создания кружева в трех локальных центрах: Иркутске, Братске и Тулунском районе. Всем им удается сочетать исторически сложившиеся приемы работы с инновационным творческим подходом, позволяющим экспериментировать с формой, цветом и материалом.

Более 20 лет в селе Бурхун Тулунского района, ремесло сохраняется мастерицей Еленой Алексеевной Бардовой. Елена Алексеевна, являясь кружевницей, которая не только бережно хранит старинные секреты мастерства, но и активно разрабатывает новые узоры и техники, вдохновляясь окружающей природой и местным фольклором. Её работы отличаются неповторимым стилем и высоким качеством исполнения, что делает их востребованными не только в регионе, но и за его пределами.

Кутуз, паучок, накол, полотнянка, веретенце, новинка – эти слова словно кружева ложатся в самое красивое ремесло – кружевоплетение на коклюшках. «Овладеть в первый день кружевоплетением было очень сложно. Но со временем научилась. Вообще, плетение кружев на коклюшках - кропотливая работа. Нужны усидчивость, терпение, аккуратность и, конечно, время. Сейчас мне не трудно: перебираешь коклюшки, как-то все быстренько получается, даже не замечаю, как вырисовывается изделие» - рассказывает Елена.

В коллекции кружевницы: отделки салфеток, полотенец, скатертей, салфетки, воротники, шлычка - файшонка казачья. Мастерица представляет свое творчество на областных, районных выставках, фестивалях и отмечает, что больше всего ей нравится участвовать в конкурсах в режиме реального времени на заданную тему. Каждый раз с волнением, ведь задание на конкурсах всегда разное. Сидишь, навиваешь нитки на коклюшки, рассматриваешь незнакомый сколок и гадаешь, откуда и как начать, какой процесс, какие элементы. Выполнить работу нужно не только быстро, но и правильно. И Елена справлялась, показывая свое мастерство и кружева своего изделия.

В Тулунском районе кружевоплетение на коклюшках явление уникальное. Это и неудивительно, ведь русская природа постоянно окутывает нас кружевом: снежинки, морозные узоры на окне, иней на веточках, паутинки в туманном поле… Все это окружает Елену с детства и ее любовь к родному краю вдохновляет на красоту кружева!

Елена Лисицкая

https://vk.com/publictulrai?from=groups&w=wall-216941233_4741