в Тулуне прогноз погоды сб., 18 мая 2024 21:23 Курс валют $ 90,99 € 98,78 ¥ 12,58

Средством защиты прав граждан и законов региона станет Уставный суд Иркутской области

Новости Тулуна > Средством защиты прав граждан и законов региона станет Уставный суд Иркутской области
Соответствующие законодательные инициативы готовят эксперты

Иркутск, 20 февраля, IrkutskMedia. Средством защиты прав граждан и очень эффективным механизмом защиты основных законов субъектов Федерации считает Уставный суд заместитель председателя правительства Иркутской области Виктор Игнатенко. Первый этап в реализации инициативы по учреждению Уставного суда в Иркутской области – это принятие поправок в Устав Иркутской области. Такой законопроект уже поступил в Законодательное собрание. Об этом сообщает РИА IrkutskMedia.

Инициатива об учреждении в Иркутской области Уставного суда выдвинута губернатором, отметил директор Института законодательства и правовой информации им. М.М.Сперанского Алексей Петров, для обеспечения надлежащей правовой защиты областного Устава - основополагающего правового акта Иркутской области.

- Сейчас нет правового механизма проверки областных законов, других правовых актов области и муниципальных образований с точки зрения их соответствия Уставу, который имеет высшую юридическую силу среди всех актов, принимаемых на территории области. В результате принятие правового акта, противоречащего Уставу Иркутской области, остается без правовых последствий.

Между тем Устав, согласно российской Конституции, определяет статус области в составе Российской Федерации, наряду с самой Конституцией и федеральными законами формирует основы областного законодательства, а также того правового регулирования, которое осуществляется на уровне местного самоуправления.

Если правовая охрана Устава не обеспечена – то и статус области как субъекта Федерации оказывается ущемленным и юридически менее устойчивым, - говорит эксперт.

Между тем в Челябинской области возник кризис судебной власти в связи с упразднением Уставного суда (УС) региона по инициативе нового и. о. губернатора Бориса Дубровского. Как рассказывает "Коммерсант", местные власти ликвидируют Уставный суд с 1 марта, не решив вопрос о незавершенных делах по жалобам граждан и передаче его полномочий другим органам. УС обратился в администрацию президента, Генпрокуратуру и областной парламент с заявлением о нарушении Конституции и закона "О судебной системе РФ".

Зампред правительства Виктор Игнатенко считает, что сегодня в Иркутской области, если нет механизма защиты главного областного закона, его можно нарушать и за это не будет ответственности.

- Некоторые говорят, зачем нужен Уставный суд, если есть областной суд? У областного суда совершенно другая компетенция, они не совпадают с Уставным. Нет инстанции, которая бы рассматривала соответствие правовых актов Уставу Иркутской области. А нормативный акт может формально соответствовать федеральному закону, но одновременно не соответствовать Уставу Иркутской области.

Уставный суд будет одной из очень серьезных гарантий соблюдения всеми государственными органами и должностными лицами требований Устава. Если решение принимает Уставный суд – оно обязательно для исполнения, а не исполнение решения любого суда влечет уголовную ответственность, - подчеркивает Виктор Игнатенко.

Уставное правосудие в Иркутской области имеет специфическую и сложную историю, говорит Алексей Петров. Во второй половине 90-х годов в регионе функционировала Уставная палата, экспертный орган с функциями, схожими с полномочиями создаваемого Уставного Суда. Однако Уставная палата имела совершенно иную природу – это был экспертно-консультативный орган, решения которого носили лишь рекомендательный характер, отмечает эксперт. Она создавалась в порядке правового эксперимента на пути к учреждению Уставного Суда – полновесного органа государственной власти, правомочного выносить обязательные для исполнения.

- Однако в силу целого ряда причин – в основном субъективного характера – этот путь затянулся более чем на 15 лет, до прихода губернатора-государственника, реально заинтересованного в укреплении институциональных и правовых основ государственной власти в регионе, - отметил Алексей Петров.

Одним из важных направлений деятельности будущего суда должна стать работа по правовой оценке муниципального правотворчества – не является секретом, что Иркутская область нуждается в правовых средствах воздействия на положение дел в муниципалитетах, продолжает эксперт. Возможности Уставного суда могли бы сыграть существенную конструктивную роль, ведь его решения будут обязательными для всех органов власти и должностных лиц.

- В компетенцию суда также будет входить отслеживание исполнение или неисполнение муниципальных уставов. Он также может рассматривать споры о компетенции между исполнительной и законодательной властью, между органами местного самоуправления и областными органами власти. У Уставного суда обширная компетенция. За нарушение норм Устава предусмотрена конституционно-правовая ответственность.

И для того, чтобы в федеральном законе нормы конституционно-правовой ответственности заработали, нужно решение суда, который признает незаконным правовой акт должностных лиц, если они его не выполняют, если глава местного самоуправления, мэр, не выполняет решение Уставного суда, он подлежит отстранению от должности. Если представительный орган не выполняет решение Уставного суда, он подлежит роспуску, - подчеркивает Виктор Игнатенко.

Уставные и конституционные суды регионов регулярно становятся заложниками местных чиновников, пишет "Коммерсантъ". Так, УС Челябинской области был создан по инициативе экс-губернатора Михаила Юревича (конфликтовавшего с председателем областного суда Федором Вяткиным) и приступил к работе в конце 2012 года. За это время к ним поступило 27 жалоб граждан, по которым было вынесено три постановления и девять определений. Упразднение УС характеризует, в первую очередь, областную власть. То, что за 20 лет существования Конституции такие суды все еще экзотика, говорит о том, что конституционная юстиция в России не воспринимается властной элитой как безусловная ценность государства, которое претендует быть правовым, считает профессор Высшей школы экономики Владимир Кряжков.

- Уставный суд – это дополнительный фактор укрепления законности деятельности органов власти. Вся деятельность всех органов власти должна находиться под судебным контролем. Это нормальное требование для правого государства.

Некомфортно будет с Уставным судом тем, кто не в ладах с законом, тем, кто свое я, или корпоративные интересы ставит выше закона и Конституции, потому что не выполнение решений суда влечет отстранение от должности, это дисциплина, законность.

Некоторые муниципальные акты не соответствуют областному и федеральному законодательству и сейчас эти факты остаются безнаказанными, - отметил Виктор Игнатенко.

По словам Алексея Петрова, уже ведется подготовка проекта закона "Об Уставном суде Иркутской области", необходимых изменений в действующие областные законы, проекта Регламента Уставного Суда.

- Все эти документы готовятся на базе опыта работы Конституционного суда Российской Федерации и конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, предпринимаются усилия для того, чтобы правовая основа работы будущего Уставного Суда была максимально качественной, обеспечивала ему реальную (а не номинальную, как в некоторых других регионах) нагрузку, - говорит Алексей Петров.

Вполне реально, что Уставный суд начнет работать с осени или с 1 января 2015 года, считает Виктор Игнатенко.

Напомним, поручение о создании областного Уставного суда в Приангарье озвучил губернатор Иркутской области Сергей Ерощенко в ежегодном послании Законодательному собранию региона 30 января 2014 года.
0 Комментариев · · Для печати
Новость добавлена: AlexHo, Февраль 20 2014 11:27
Нравится
Комментарии
Нет комментариев.

Добавить комментарий

Для того чтобы добавить комментарий Вам необходимо авторизироваться

Рейтинги

Рейтинг доступен только для авторизованых пользователей.

Пожалуйста, залогиньтесь или зарегистрируйтесь для голосования.

Нет данных для оценки.

Другие новости